Особенный русский. Как осваивают язык дети мигрантов, не попавшие в школу

Особенный русский. Как осваивают язык дети мигрантов, не попавшие в школу

Особенный русский. Как осваивают язык дети мигрантов, не попавшие в школу

Педагог рассказала как дети мигрантов готовятся сдавать тесты по русскому языку

НКНаталия КазаковаНе все депутаты согласны смягчить тесты для мигрантовКак дети мигрантов учат русский язык в России?Депутаты готовы разрешить детям мигрантов не сдавать экзамен по русскому языку для поступления в школы, лишь бы те не болтались по улицам. А педагоги-практики считают — все дело в кадрах. Преподавать русский как иностранный умеют немногие.

Наталия Казакова

Согласно новой миграционной политике, утвержденной главой государства Владимиром Путиным на 2026–2030 годы, в РФ должно существенно сократиться количество членов семей мигрантов, оставшихся без работы или учебы. В частности, детей, не поступивших в российские школы. Об упрощении системы тестирования детей мигрантов, с трудом заработавшей в 2025 году, уже заговорили в Госдуме.

И чиновники и простые россияне небеспочвенно опасаются роста подростковой преступности. «Новые Известия» уже писали о том, что Минпросвещения даже рекомендовало школьным учителям следить за поведением детей мигрантов и выявлять у них склонности к правонарушениям. Методички опубликованы на сайтах органов власти сразу в нескольких регионах.

«Не наш» ребенок может испытывать трудности в адаптации, создавать конфликтные ситуации, нарушать дисциплину и выказывать чуждые россиянам ценности. Он становится обузой для педагогов, оттягивая их внимание от учебного процесса, и дурно влияет на успеваемость целого класса.

Мерилом законопослушности был выбран русский язык. С этого учебного года в стране действует закон, по которому детей мигрантов запрещено принимать в школы без сдачи специального теста на знание языка, с которым справляются далеко не все. Примерно треть претендовавших на зачисление осталась за пределами образовательного процесса, то есть на улице, предоставленные самим себе.

Особенный русский. Как осваивают язык дети мигрантов, не попавшие в школу

Не все депутаты согласны смягчить тесты для мигрантов

Отчасти, для того чтобы в российских городах не появлялись все новые и новые стаи шпаны, сколоченные по национальному признаку, Госдума готова пойти на послабление. Заместитель председателя комитета по делам СНГ Константин Затулин внес на рассмотрение коллег законопроект, освобождающий некоторых детей иностранцев от прохождения теста на знание русского языка при зачислении в школу. 6 октября документ был опубликован в электронной базе парламента.

Прежде всего речь в нем идет о детях, для которых русский условно родной. То есть о гражданах тех стран, где он признан государственным.

«Если какой-то депутат что-то сказал, это не значит, что он выражает мнение всей Государственной думы и что мы будем такой закон рассматривать и поддерживать. Я не считаю, что стоит вводить какие-то дополнительные меры. И, более того, тестирование, которое было введено для детей мигрантов с этого учебного года, показало свою эффективность. В частности, в городе, который я представляю (Петербурге. — Прим. ред.), только 30% детей мигрантов смогли сдать экзамен на русский язык. Освобождать детей мигрантов от сдачи русского языка нецелесообразно», — сказал депутат Госдумы Михаил Романов.

Он добавил, что после подробного изучения инициативы готов вернуться к разговору.

Читайте также:  ЕС готовит новые визовые правила для россиян: когда ждать изменения и к чему они приведут

С одной стороны, статус государственного языка вовсе не означает, что владение им у ребенка-иностранца достаточное для обучения в российской школе. С другой, хотелось бы избежать «перегибов».

Так, месяц назад в Сети распространилась история десятилетней русской девочки Лизы, переехавшей вместе со своей русскоговорящей семьей в Петербург из Киргизии, где русский язык официально закреплен Конституцией. Тестирование Лиза не прошла, допустила досадные ошибки.

Есть ли у этого ребенка преимущества по сравнению с этническими киргизами, также претендующими на место за партой в российской школе, вопрос дискуссионный. Михаил Романов считает, что упрощение «фильтра» для мигрантов ни к чему хорошему не приведет. Однако с ним согласны не все политики и чиновники.

«Вопрос обучения детей иностранных граждан — это в перспективе вопросы нашей национальной безопасности», — заявила вице-спикер Законодательного собрания Ленинградской области Татьяна Тюрина в ходе обсуждения мер по социальной адаптации детей мигрантов на встрече с губернатором региона.

Как и во многих регионах России, в Ленобласти при комитете образования создана апелляционная комиссия. Чиновники рассматривает обращения родителей и при необходимости пересматривают результаты тестирования. ТГ-канал Online47 приводит слова главы комитета Вероники Ребровой:

«У представителей педагогического сообщества вызывает обеспокоенность то, где эти дети. Если бы они поступили сейчас в школу, они бы уже социализировались, изучали русский язык и были под вниманием педагогов».

По данным коллег, в регионе насчитывается около 300 детей иностранцев, не зачисленных в школы в этом учебном году. Им регулярно предлагается пересдача, «не реже одного раза в три месяца». Особое внимание уделяется тем, кто родился в РФ, но имеет иное гражданство. Вероника Реброва считает, что эти дети достаточно русифицированы, раз посещали детсад, но не всегда способны сдать устную часть экзамена.

С ней не согласна педагог-практик. Петербургский преподаватель русского языка Мария как раз готовит юных иностранцев к тестированию.

«Я не представляю, как за три месяца можно натаскать ребенка на сдачу теста. Необходим год ежедневных занятий. И даже по выходным смотреть мультики на русском. Нужно же не просто сдать экзамен, но и чтобы после сдачи ребенок чувствовал себя в классе естественно. Простого погружения в детскую языковую среду недостаточно. Мало отдать ребенка в детский сад или кружок, чтобы он заговорил на русском. Он не только не понимает, что вокруг происходит, но еще и лишнее слово сказать боится, потому что вырвется акцент. И все будут смеяться. Подобная реакция напрочь лишает ребенка мотивации дальше говорить на неродном языке», — считает Мария.

Особенный русский. Как осваивают язык дети мигрантов, не попавшие в школу

Как дети мигрантов учат русский язык в России?

Мария приводит пример двух семей.

«В одной, где мальчик готовится поступить в первый класс, папа дома запрещает говорить на родном — только на русском. Там и старшие дети уже в школу ходят и действительно хорошо говорят. Младший пока стесняется, то есть языковой барьер есть, но родители заинтересованы в получении образования и обязательно его преодолеют. В семье моего второго ученика, четвероклассника, на русском не говорят. Хотя папа языком владеет: и письменным, и устным. А сын — молчун. Прослеживается маленький словарный запас. По возрасту он подходит для четвертого класса, но учиться не сможет. Просто не поймет педагогов. Он сначала должен перевести, что ему сказали, обработать информацию, а потом уже выполнить задание. Это колоссальная нагрузка», — рассказала преподаватель.

Мария считает, что ей повезло самой окунуться в чужую языковую среду, полгода назад она с нуля начала изучать китайский, поэтому понимает, как общаться с детьми-иностранцами.

«Я превращаюсь в специалиста, который преподает русский язык как иностранный. И понимаю, что у нас нехватка таких специалистов. Большая разница между учителем русского языка, который преподает русский язык для русскоговорящих, и тем, кто преподает его как иностранный».

Интересно, что о нехватке специализированных кадров молчат политики. Не видят разницы?

«Что касается кадров в сфере образования в Петербурге, в этом году рекордное количество — 30 школ новых построенных, и, конечно, они все укомплектованы. Администрация района ведет подбор кадров. И, как правило, в новые школы руководителем назначается тот, кто уже длительное время проработал, например, заместителем директора школы. То есть доверие оказывается именно кадрам из системы. Специалисты приезжают и из регионов. Многие хотят преподавать в школах Петербурга, потому что петербургское образование — это бренд. С кадрами у нас нет проблем», — уклончиво ответил на вопрос, хватает ли персонала, способного преподавать русский как иностранный, депутат Госдумы от Петербурга Михаил Романов.

В своей практике учитель из Петербурга столкнулась еще с одним непопулярным, но действенным решением адаптации детей мигрантов. В прошлом году ее занятия посещали юные граждане Узбекистана и Таджикистана.

«Легкий акцент был, хорошо общались, но в школе не успевали. И тогда родители приняли решение перевести их из общеобразовательной школы в специализированную для детей с задержкой развития. При этом, когда я говорила с их воспитателем, она отмечала: нормальные детки, а отстают, потому что язык медленно переваривают. Они год проучились в той школе, а уже в пятый класс пошли в обычную. Язык подтянули. На мой взгляд, если нельзя организовать какую-то специализированную школу для детей мигрантов, это лучший вариант влиться», — рассказала Мария.

На сегодняшний день российское законодательство обязывает родителей-иностранцев обеспечить зачисление своих детей в школу. За уклонение Фемида грозит административной ответственностью, а за неоднократное нарушение — депортацией.

Читайте также:  Очередные учения НАТО стартуют в Латвии у границ Союзного государства

Если ребенок не прошел тестирование по русскому языку с первого раза, то подтянуть знания можно, наняв репетитора или записав его на курсы при домах творчества юных и учебных заведениях. Второй шанс есть у всех. Но, какие бы курсы ни закончил ребенок-мигрант, педагоги-практики настойчиво рекомендуют изучать русский всей семьей и говорить на нем дома.